По благословению Епископа Шахтинского и Миллеровского Игнатия

9.1. Наставления для православной молодежи

1. Для юного возрастом, впитывающего в себя, как губка, видимый им мир, дышащий многообразной жизнью, весьма ценно заключать для себя, делать вывод о Виновнике всего бытия, начиная с былинки и кончая самим собою, - Его неизмеримой Премудрости над всем и во всем, Его неистощимой никаким временем силе жизни, о Боге, благостно дающем дыхание всем и всему и особенно человеку как самому высокому словесному созданию.

2. Юный человек должен сознательно и предпочтительно всему подойти к вере в Бога как Вседержителя и живого Промыслителя всему, что Им создано, не исследуя своим умом непостижимую и необъятную для тварных сущетств эту Истину, но принимая Ее как единственный свет души, радующей ее больше и краше, чем земные сокровища.

3. Юный, занимаясь всем видимым ему миром, должен усвоить для себя, что нет ничего выше и ценнее в этом мире, чем знание и незнание истины о Боге и Сам Бог как вечная Истина; что путь постижения этого подлинного богатства лежит только через веру и верой и, конечно, чрез жизнь и дела по вере. Кто игнорирует веру как Божию, кто надеется на свои лишь способности и возможности, тот явно не достигает подлинной цели бытия, ведущей к блаженству в Боге, и обрекает себя на самое низшее состояние, уподобляя себя животным.

4. Для юного очень важно знать, что должно быть у него первым и главным, и что вторым и второстепенным, не подменяя никак первое последним. Первое и главное – это духовная вера в Того, Кто дарит нам жизнь и спасает здесь, на земле, и Кто устрояет жизнь там, в вечности, т.е. главное – это Бог и Его Закон для нас, что в святом Писании, которое нам дано знать всем, где определены духовные наши отношения и связи с окружающим нас миром, с близкими людьми, не исключая отношения к самому себе; а второе и второстепенное – это уже внешнее и телесное, материальное, что питает и сохраняет нас на земле и способствует деятельности души.

5. Всюду жизнь, и она побеждает смерть, ибо жизнь от бессмертного Бога, а смерть от зла, порожденная  безумием человека, злоупотребившего своею свободой, нарушившего Закон Божий. Отсюда юному необходимо ясно разуметь саму жизнь, ее смысл и значение как идущей от одного Источника – вечного Бога, и не допускать ее искажения и, как это случилось у первых людей в раю, разрушения, приводящих к смерти и мучению, держась законов и правил, данных свыше.

6. Жизнь – это величайший и неоценимый дар Божий. Ею наделены все люди, каждый возраст, без исключения, за что нам остается одно благодарение своего Жизнодавца Бога и вместе с тем постоянная озабоченность о сохранении ее, трудясь над ней в свете веры, чтобы она была всячески угодна Богу, полезна и радостна для ближних наших и, конечно, приятна и сладостна нам самим.

7. Добрая жизнь в свете веры и Евангелия не знает конца и тления, она не исчезает и не умирает, но чудом живет вечно, в чем все ее непреходящее значение и преимущество перед другими понятиями жизни, какие дают иногда люди, не знающие и не живущие силой веры.

8. Жизнь – это по природе своей сущее добро, исшедшее от Бога, но зло человека, его гордость омрачила и исказила ее, за что подвергается он заслуженному наказанию Божию, лишению этого блага бытия. Разумно и свято будет для юного всячески сознавать для себя необходимость и долг спасения своей души и тела, по примеру своих людей в жизни, держась нетрудных правил добра, счастливящих его уже здесь и твердо обнадеживающих его там, в вечной жизни.

9. Земная жизнь – это прямая ступень к высшей небесной жизни, не имеющей конца, если ее разумно с верой провести. Здесь человек учится быть святым во всем и перед всеми, а там скрывается уже сама сущая жизнь как есть, т.е. настоящая, без печали и смерти. Бог свят и всех зовет тоже к святости, на что отозвались многие люди, подвизаясь в заповедях Бога, имена коих знает Церковь и поставляет их в пример.

А святость – это жизнь без крайностей и страстей в ней, без зла и греха, что порочит ее, жизнь как норма достойного поведения и светлого отношения ко всему, что окружает человека, т.е. нужна для спасения души бесстрастность ко всему земному и материальному, как низшему и тленному, и в то же время, что достигается борьбой, добрая страстность и усердное прилежание ко всему духовному, как вечному.

10. Это не означает полной отрешенности от всего внешнего и материального, в чем все земные люди состоят, а понятием святости по учению Церкви только проливается свет на высокое и достойное житие человека в земных условиях как человека, как ангела на земле, малым чем умаленным от небесных Сил, которому принадлежит будущая жизнь, где царит одна Божия благодать.

11. Пока не усвоит и не научится юный в домашней обстановке от своих прямых учителей – родителей первым понятиям добра и жизни, ему трудно и невозможно будет получить что-то полезное для себя вне семьи и дома, где порой многое стоит под большим вопросом; как так называемая «улица» и даже школа, когда внеклассные часы и минуты в ней не отвечают содержанию урока и предметам училища.

12. Что же конкретно красит юного? Прежде всего, - совестливость во всем, в большом и малом, перед родителями и знакомыми и перед собой, перед старшими, перед своими учителями по школе и начальниками по работе. Совесть, как голос Божий, тогда ясно говорит каждому, что она соединена с верой в Бога. Иначе она будет отсутствовать, и тогда неизбежны падения, если не преступления:

- Трудолюбие как укрепляющая и развивающая сила жизни, от коей возрастает тело и оживает душа. Труд – это вечный закон жизни, первый закон Божий для людей, спасающий их внешне и внутренне. Лютым врагом для него стала леность во всем, небрежение, оставление его, что губит человека вскоре.

- Благочестие, как разумная сознательность своих лучших и светлых отношений ко всему, что юного содержит и питает, что просвещает и прямо счастливит. Бог, святые Его, храм с его святынями, составляют для него предметы высокого благочестия, благоговения и доброго сыновнего трепета перед ними, что облагораживает его и оставляет жизнерадостный след в тех, кто встречается с ним, не говоря о том, как на Небе воспринимают необыкновенно высоко.

- Дружелюбие, когда юный предпочитает дружбу и любовь, а также мир Божий среди окружающих его людей, близких и дальних, больше всех занятий и благ, больше даже любви к себе, к своим интересам и выгодам, преследуя всюду в этом пользу и блага своих собратий, меньших и больших, что только утешит и усладит душу любящего так, составит непередаваемое богатство духа для него, чем наполнена будет вся его вечность.

- Снисхождение ко всем и особенно к попавшим в беду, в несчастье, болезнь и скорбь, оказываемая помощь по силам и милосердие, о котором учит Церковь как высшем выражении любви к человеку, что уподобляет такого самому Богу.

- И завершающим качеством юного христианина должно быть покаяние его перед Богом о себе как согрешающем в большом и малом деле жизни, что тотчас примирит его с Ним и со всеми, кому досадил неосмотрительно.

13. Наши наставления юным преподаны не из земного и человеческого понятия, а чисто из христианского учения, которым руководствовались в прошлом наши отцы и прадеды, глубоко убедившись в исключительном преимуществе духовных благ, как вечных, перед материальными, как лишь преходящими и тленными.

14. В благом и вечном деле жизни человека исключается насилие, с которым оно теряет свой смысл и значение. Только добровольность и сознательность в этом духовном жительстве подымает и освящает его, несмотря на все сбои времени и превратности, и самое главное удостаивает юного подвижника красоты иного бытия.

                                                                            


Назад к списку